logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
районный дом культуры
муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Газинур Биктимеров

Газинур Салаватович Биктимеров родился в 1964 году в д. Урген Зианчуринского района, однако его детство и юность прошли в с. Акъяр, куда в свое время переехали его родители. Мама Газинура работала в больнице, отец многие годы был адвокатом. Его младший брат также пошел по стопам отца. Все они уважаемые люди в районе.

Г.С.Биктимеров учился Акъярской школе №2, в 1987г. закончил исторический факультет БашГУ. Уже в те годы проявились его творческие и организаторские способности. Он был участником танцевального коллектива «Ирендек» при Башкирском госуниверситете и даже ездил в его составе в Германию.

Являясь выходцем из семьи сельской интеллигенции, Газинур Салаватович хорошо знал башкирскую литературу, историю и культуру своего народа. Много читал на башкирском языке. Рами Гарипов был его любимым поэтом. Несмотря на то, что первоначально Газинур писал песни и стихи на русском, со временем он полностью погрузился в стихию родного языка, скрупулезно выискивая новые поэтические формы для своих песен.

Это был очень светлый, прямолинейный и отзывчивый человек, что может каждый почувствовать, слушая песни гр. «Рух». Сколько его помню, он всегда был готов помочь – неважно, словом, советом или делом, как, впрочем, и все руховцы. Наша группа («Игра») относилась к ним с большим уважением, как к старшим братьям. Они всегда давали нам возможность репетировать, выступить на их концерте, хотя тогда нам всем было по 15 лет.

Кроме того, Газинур Салаватович был нашим учителем истории в школе. Строгим, но справедливым. Под его влиянием я, кстати, впоследствии поступил на истфак БашГУ. Словом я очень благодарен судьбе, что мне пришлось общаться с такими людьми, учится у них.

Творчество гр. «Рух» лишь на первый взгляд кажется простым и легкодоступным, однако в этом и заключается главная особенность их песен. В действительности поэтический язык гр. «Рух» богато насыщен народными метафорами и символами, уходит корнями в пласты древней истории.

Их творчество, в отличие скажем от гр. «Дервиш», явление более культурное (в узком смысле), «интеллигентское», поскольку в центре композиционного строя стоит лирический герой, с характерным поэтическим мировосприятием. Именно по этой причине многие их песни имеют общенациональное звучание, стали, по сути, гимнами для башкирской молодежи (например, песни «Ни булды беззен менэн!», «Хайран калдым мин уз халкыма» и др.).

Слушая их, удивляешься способности Газинура Салаватовича обращаться к глубинным символам и архетипам коллективной памяти народа, легко вмещать сюжеты огромного тематического плана в небольшие по размерам песенные строфы. Здесь века легли срезанными колосьями, и прошлое максимально приблизилось к современности. И вот уже начинает казаться, что устами оживших героев башкирских восстаний, лирический певец обращается к сегодняшним «бесхребетным» потомкам с гневными словами:

Что же стало с нами?
В сердце погас огонь…
Плачет родная земля
Из-за нас с тобой!
(«Ни булды?»).

По этой же причине в песнях «Рух» часто повествуется от имени народа, своего поколения. Сборное «мы», в котором, однако, не растворена и не задавлена отдельная личность как микрокосм. «Рух» первая группа, которая дала импульс целому направлению национально-патриотических песен в башкирском роке (позже эта тема нашла наиболее полное выражение в творчестве гр. «Караван-Сарай»). Несмотря на то, что в их репертуаре много веселых и жизнерадостных песен, «Рух» – группа с трагическим миросозерцанием.

В целом, стоит отметить, что в отличие от эстрады, «попсы», рок в поэтическом плане близок к высокому искусству, хотя и не является им. В этом, наверное, и заключается его притягательность, сопряженная с магией и стихией музыки.

К сожалению, как и многие башкирские исполнители того периода, он слишком рано ушел от нас, в возрасте 30 лет, в расцвете своих творческих сил… 1 июня 1994 г. возле п. Садовый Хайбуллинского района Газинур Биктимеров, возвращаясь домой, разбился на мотоцикле. Остались без отца две дочери (Ильсияр и Азалия). Кроме большого поэтического наследия, песен, неопубликованных стихов сердце каждого кто был знаком с ним, хранит в памяти образ светлого, открытого и прямого человека. Настоящего сына своего народа.

А.М.Буранчин